Система рейтингов радиосети

С 2024 года в нашей радиосети запущена новая система рейтингов, предполагающая внедрение логики жизни треков в ротации и разделение ротации на две крупных группы: высокочастотную «горячую» и низкочастотную «холодную». Данная логика предполагает, что новые и более свежие треки будут ротироваться чаще, а старые треки сохраняться в ротации, но только при условии, если слушателям нравится сам исполнитель и его творчество в целом. Принцип голосования в рейтингах одинаковый - любой пользователь 1 раз в 30 календарных дней может оценить как композицию, так и исполнителя по пятибалльной шкале. Итоговая оценка композиции и исполнителя получается как среднее арифметическое значение всех оценок (например, один пользователь ставит оценку 5 («отлично»), а другой ставит 1 («ужасно»), итоговая оценка будет равна значению: (5+1)/2=3, где 5 и 1 - это все оценки пользователей, из которых складывается сумма, а 2 - это число пользователей, которые поставили оценки). На основании данных оценок пользователей составляются рейтинги (они заново обсчитываются автоматически и обновляются примерно каждые 3 часа) и производится коррекция работы ротационного бота. Схематически логика жизни композиции, основанная на рейтингах, выглядит так, как представлено ниже (схемой будет гораздо понятнее, чем текстовым описанием).


Народный хит-парад

«Народный хит-парад» - относительно свежий рейтинг композиций, запущенный в конце 2023 года и полноценно заработавший с 2024 года. Рейтинг отвечает за длительность сохранения композициями «горячего» статуса. В хит-параде принимают участие только относительно свежие композиции, которые активно вошли в ротацию не слишком давно. Максимальный срок, на который композиция может сохраняться в хит-параде, не может превышать 1 календарного года со дня начала ротации в эфирах радиостанции. Радиостанция подводит итоги хит-парада срезом итогового результата по окончанию каждого месяца. Все пользователи могут голосовать здесь за новые песни, входящие в ротацию радиоканалов. Ротационный бот будет учитывать оценки пользователей при формировании ротации.

Рейтинг симпатий

«Рейтинг симпатий» - наш более старший рейтинг исполнителей в эфирах радиостанции, запущенный в 2018 году. В настоящее время он отвечает за длительность сохранения «холодного» статуса у набора композиций исполнителя. Показывая любовь слушателей к исполнителю, в отрыве от конкретных музыкальных композиций, он отражает желание слушателей сохранять композиции исполнителя в ротации длительное время. Все пользователи могут выражать свои симпатии здесь в отношении исполнителей радиостанции. Ротационный бот будет учитывать оценки пользователей при формировании ротации.

Система реакций

«Система реакций» - наш самый старый рейтинг, запущенный в 2008 году. На протяжении многих лет он определял по числу отключений и подключений в момент проигрывания композиций в ротации, реакции слушателей - если многие слушатели отключались на какой-либо песне, то она снималась с ротации. К сегодняшнему дню она изменилась и стала более успешной, но далеко не идеальной формой определения качества ротации, но она ещё отвечает за длительность сохранения старых композиций исполнителей, которые не принимают участия в новом «Народном хит-параде» с 2024 года. Мы не планируем развивать дальше указанную систему - постепенно композиции, которые регулируются данной системой, уйдут из ротации и она продолжит существование только в качестве информационной (предоставляя сведения музыкальной дирекции о реакциях слушателей и общем качестве ротации). Пользователям сведения о работе системы реакций публично на сайте не доступны (в связи с постепенным выводом системы из влияния на ротационного бота, мы уже не планируем представлять её сведения в будущем).

История логики ротации

Опубликовано 17 ноября 2023 года и обновляется

Наши работы с новой системой хит-парада треков затрагивают не только сервисы для слушателей, но и для исполнителей. Когда задумывался хит-парад, мы вспомнили о наработках с регуляцией треков в эфире радиостанции, которые длительное время не двигались (около 1,5 лет) - это было связано с тупиком, в который мы зашли во время разработки с ее логикой. Новая система хит-парада позволила нам выйти из тупика и доработать регуляцию треков в эфире до адекватного состояния, запустив ее в релиз.

Сама по себе идея деления треков на «горячие» и «холодные» («остывшие») в радиоэфирах не новая. Радиоротация (от латинского: «rotatio» - слово, обозначавшее длительное кругообразное движение) - это трансляция композиции в радиоэфирах, путем добавления трека в плейлист (список воспроизведения) радиостанции. Процесс одного «вращения» трека принято называть спином (от английского: «spin» - «проворот», «вращение»). Если трек был проигран в эфирах много раз, то есть получил много спинов, то его называют хитом (от английского: «hit» - «успех», «удача»), а чем чаще «крутят», тем больше узнаваемость и популярность трека. Образованные позже стриминговые сервисы часто тоже применяют термины из мира радио, так как по своей сути музыкальный стриминговый сервис и интернет-радио - это близкие братья. За исключением отдельных деталей, принципы работы стриминга и интернет-радио практически идентичны. Но далеко не все композиции попадают в ротации радиостанций и рекомендации стриминговых-сервисов - на радио и в рекомендательные плейлисты стримингов попадают примерно 30 треков из 1000 издаваемых (при этом в среднем на одну радиостанцию в неделю приходится не более 5-6 новых треков), что позволяет слушателю услышать лучшее, отделенное от остального. Но это очень малый объем для адекватного ведения эфиров и предоставления слушателям, отсюда и появилось деление: «горячая» ротация - это усиленная частотность спинов на пике популярности трека, чаще всего новинок. Поэтому так часто звучат одни и те же треки на радиостанциях, а рекомендации стриминговых сервисов в главных плейлистах очень схожие и часто изобилуют совсем свежими новинками. Постепенно количество спинов уменьшается, и теперь этот трек переходит в категорию «остывших» - трек, который сохраняется в эфире радио или узкотематических плейлистах, чтобы создавать адекватный объем предоставляемого музыкального материала, но уже не является ключевым и уступает место более свежим новинкам и новым хитам.

На «Радио Ангелов» долгое время применялась только система реакции слушателей на трек, чтобы понимать необходимость его ротации (проще говоря: если слушатель чаще отключался на конкретных песнях, то они удалялись из эфира) - эта система была далеко не идеальна, так как по сути тестировала треки «на живую», превращая всех слушателей в тестеров. Реагирование же было долгим - должно было пройти несколько недель, чтобы статистика позволяла достоверно определить высокую отключаемость слушателей на конкретном треке, относительно других треков, а значит слушатели должны были вынужденно тестировать трек, который им не нравился, несколько недель. В 2018 году мы смогли частично подавить эту систему, введя рейтинг симпатий к исполнителям на новом сайте радиостанции - это был прорыв для нас, потому что теперь слушатели могли сразу и прямо указать на то: каких артистов они хотят слушать, а каких - не хотят. Рейтинг стал влиять на частоту появления артистов в эфире, на объемы и разнообразие музыкального материала, который исполнитель мог представлять в эфире. Но рейтинг оказался не идеальным, так как сохранялся вопрос того: куда деть «остывшие» треки, если любовь слушателей часто продолжается годами или десятилетиями? Это означало, что треки могут бесконечно копиться в эфире и наступит момент, когда мы перестанем отличаться от некоторых других станций с запахом нафталина, которые крутят одни и те же треки одних и тех же исполнителей десятилетиями. Из-за этого система реакций никуда не ушла, она продолжила работать и применяться для удаления треков из эфира, чтобы хоть как-то подчищать эфирное поле.

Мы пытались вводить систему тестирования треков со своими фишечками, как это делают некоторые другие радиостанции (может кто-то из Вас вспомнит «Открытую ротацию»), но слушатели в массе своей не проявили к ней интереса, поэтому через какое-то время мы поняли, что данные этой системы нерепрезентативны и прекратили ее поддержку, планируя закрыть, когда руки до нее дойдут. Ситуация на рынке радио показывала, что у многих других станций системы тестирования, существующие в разных формах и видах, часто тоже нерепрезентативны (особенно это касается интернет-радиостанций, где решения по трекам может приниматься узкими сообществами, большая часть из которых - ангажированные фанаты). Слушатели большей своей массой вообще не интересуются событиями на радиостанции, не читают новости и статьи, которые им готовят редакторы (это тоже не многие прочитают, так что, если дочитали, то поставьте лайк - будем знать, что хотя бы не зря писали), не следят за событиями и передачами, а ждут просто предоставления хорошего плейлиста для прослушивания на своем устройстве. Поэтому мы долго думали и гадали: как упростить процедуру прямого выбора слушателей, чтобы захватить как можно больше оценок от больших масс (тех, которые сидят на канале и просто слушают музыку, а не ходят по нашим фестивалям, сайтам и пабликам), либо придумать новые пассивные методы сбора данных. В конце концов: от нас, как от музыкального радио, большинство слушателей ждут хорошую музыку, а не программы, фестивали, конкурсы и акции - поэтому сосредоточиться надо на самом важном вопросе.

С появлением собственного народного хит-парада, который в процессе разработки пронзил и продолжает пронзать все системы радиостанции своими щупальцами, засунув их буквально в каждую подсистему сайта и радио, кажется у нас появилось решение описанной выше давней проблемы. Теперь именно хит-парад будет определять «горячий» трек в эфире - если слушатели на сайте или в приложениях будут положительно оценивать конкретный трек, то его «горячий» статус будет сохраняться на срок до 1 года с даты вхождения в ротацию, а регулярные очень положительные доминирующие оценки создадут из него хит (хиты ротируются особенно часто - система хит-ротации у нас существует очень давно и сохранится дальше в новой системе). Это означает, что хит-парад теперь напрямую позволяет слушателям определять то, что они хотят слышать в эфире часто. Если трек не очень зашел слушателям или прошло уже довольно много времени (свыше 1 года), то трек будет «остывать» - ротация такого трека сохранится, но появляться в эфире он будет довольно редко (примерно: 1-2 раза в неделю) - именно за эфир «холодных» треков теперь и будет отвечать рейтинг симпатий слушателей к исполнителю. Если слушатели лояльно настроены к исполнителю, то его положительно оцененные треки останутся в ротации и будут держаться в эфире, хоть и уступать новинкам - это означает, что слушателям дана возможность сохранять в эфире любимые треки любимых исполнителей и иногда услышать, например, «Я свободен» Валерия Кипелова и прочие легендарные песни, которые могут сохраняться в ротации бессрочно. При этом старые песни не будут подавлять новинки. В некоторых случаях «холодный» трек сможет снова стать «горячим», обретя «вторую» жизнь через ремастер и переиздание (например: «Чёрный маг» группы «Эпидемия», изданный в 2001 году и переизданный в этом году), вызвав новую волну положительных оценок. Теперь к вопросу об удалении треков: когда «горячность» трека закончилась, а исполнитель оказался не привлекшим симпатии к себе, «охладевший» трек будет поставлен на удаление - такой трек больше не будет звучать, но в базе радиостанции пока останется. В течение трех последующих месяцев ситуация с исполнителем будет находиться на мониторинге, чтобы понять следующие важные вещи: функционируют ли еще исполнитель; выпускал ли или планирует выпускать новые треки исполнитель; принимал ли исполнитель участие в программах и концертах в последнее время. Если исполнитель продолжает активную деятельность, периодически издает новые треки, попадающие в ротацию, более-менее светится в медиа-пространстве, слушатели продолжают хотя бы иногда высказывать положительные симпатии, то старые хорошо оцененные треки вернутся в «холодные». Если в течение трех месяцев исполнитель будет пассивен и почти никому не интересен, его треки начнут удаляться безвозвратно - трек, удаленный с радиостанции, в ротацию не вернется никогда. При этом удаление старых треков исполнителя не ограничивает его в возможности вернуться в ротацию, но с уже новыми треками, созданными после перерыва в своей активной творческой деятельности.

Что касается деталей новой логики «жизни» треков в ротации «Радио Ангелов»: прямо сейчас на удаление помечены 278 треков, «охладевшими» стали 207 треков, в «горячей» ротации пока находится 541 трек - это еще только старт, тенденция в соотношении будет постепенно идти к уменьшению «горячих» треков и увеличению «остывших». Прирост «горячих» треков будет связан только с работой музыкальной дирекции радиостанции по селекции перспективных молодых исполнителей и созданием новых треков исполнителями-резидентами радиостанции. Мы планируем в ближайшее время автоматизировать процесс добавления в ротацию новых треков для исполнителей и лейблов через заполнение формы на сайте радиостанции, которая сразу будет добавлять трек и в народный хит-парад, и в ротацию после модерации редактором - так как эта работа сложная и требует привлечения технических специалистов со стороны хостинг-провайдера, а не только наши действия, она немножко затягивается. Форма добавления треков в хит-парад снимет часть нагрузки с перегруженных редакторов, позволит оперативно добавлять треки в ротацию со стороны исполнителей-резидентов и партнерских лейблов (без ожидания освободившихся редакторов), полностью прекратит прием треков в ротацию через нынешнюю систему творческого жюри на сайте и неэффективную электронную почту, которые перегружены сами и перегружают лишней ручной работой музыкальную дирекцию. Творческое жюри радиостанции сохранится, но будет рассматривать только вопрос включения в состав резидентов радиостанции новых исполнителей, а вопросы включения в ротацию новых треков исполнителей-резидентов теперь будут решаться оперативно редакторами, без привлечения творческого жюри, что разгрузит перегруженную систему голосования у творческого жюри. В идеале, от исполнителей и лейблов мы будем ждать новые треки через новую форму, но наши редакторы в любом случае рано или поздно доберутся до Ваших треков сами, поэтому (если для Вас не критично оперативно выставить свои треки в ротацию до или сразу после релиза) можно не пользоваться новой формой. Выход новинок-фитов с участием нескольких исполнителей (например: «Промолчу» от «Эйдол» и «Юлы»), будет засчитываться как новый трек и текущая активность всех исполнителей-участников записи (как следствие, продлит время «жизни» ранних треков у всех исполнителей-участников записи). Для старых треков, которые не вошли в хит-парад, продолжит какое-то время применяться старая система реакций, пока новые треки естественным путем не вытеснят из ротации старые. Удаление треков неактивных исполнителей теперь станет более эффективным и быстрым, что в какой-то мере может создать сложности для исполнителей в части сохранения в ротации, но срок «жизни» трека на радио составляет от 1,25 года вплоть до бесконечности - за такое время проявить активность для исполнителя, который еще не прекратил свой творческий путь, не должно быть проблемой. В результате мы видим введение новой системы полезной для всех: она мотивирует исполнителей выпускать хотя бы один хороший новый трек раз в 1,25 лет, чтобы сохранить ротацию; она дает больше спинов новинкам и молодым исполнителям, при этом бережно сохраняя легендарные песни, чтобы иногда порадовать слушателей великой классикой российского рока; она позволяет слушателям чаще встречать в ротации новое и свежее, чего еще не слышали раньше; она разгружает музыкальную дирекцию радиостанции, позволяя больше внимания уделять не механической ручной работе по перелопачиванию сотен заявок и писем, а поиску талантливых исполнителей и лучших новых треков для слушателей. Естественно, как и всегда, ждем предложений и пожеланий, если такие возникнут.

Система Orphus