Тематика: Полезное для исполнителя | Автор: «Радио Ангелов» (30.06.2024 в 21:56) | Читателей: 5673
Ошибки исполнителей при работе с радиостанциями

В этой статье подробно разбираются частые ошибки исполнителей, когда они начинают подавать свои композиции на радиостанции и рекомендации о том, как можно увеличить свои шансы на попадание в ротации.

 

Подробный разбор ошибок исполнителей

Ошибка: записали первую песню — пора идти на радио

Одна из основных ошибок, которую совершают молодые исполнители — начинают предлагать к ротации свою единственную в репертуаре песню. Одна песня не даёт возможности понять о Вас хоть что-то, определить Вашу стилистику и понимать формат Вашего продвижения. Кто-то может поставить её одну в эфир (нельзя исключать, что уже первая песня, особенно если она великолепно и профессионально спродюсирована, станет сразу хитом), но если о музыкальном проекте вообще ничего не известно, то слушатели будут случайными меломанами, наткнувшимися на песню в эфире любимой радиостанции. Тяжело создавать постоянную аудиторию одной песней - в этом главная причина, почему стоит подкопить материала.

Прежде чем переходить к ротации на радио, нужно обладать хотя бы начальным объёмом качественного творческого материала, который будет определять суть Вашего творчества, нужно иметь хотя бы начальную базу поклонников — без этого никуда. Верить в то, что после первой песни на радио Вы станете популярным и количество поклонников начнёт расти в геометрической прогрессии не стоит. Без поддержки народа, Интернет не выдвинет группу на волну популярности. Поэтому совсем молодому коллективу на радио лучше не лезть вообще — нужно хотя бы годик пособирать всех своих фанатов, друзей, знакомых, коллег по творчеству; накопить достойного материала, который кто-нибудь успеет оценить и подтвердит, что это сделано на высоком уровне, а только потом двигаться дальше. Набирайтесь опыта, учитесь играть лучше, совершенствуйте стиль, технику и прочие навыки — Вам некуда спешить, успех приходит только к спокойным профессионалам. Мы советуем начать с внеэфирной раскрутки: клубы, фестивали, разогревы и тому подобное. После приобретения некоторой известности, в рамках общей пиар-компании, имеет смысл создавать и информационный фон с помощью радиостанций.

Ошибка: написали огромную супер-необычную композицию — её должны взять на все радио

На самом деле на всех радиостанциях так или иначе существует определённый формат, который диктует: какими должны быть идеальные композиции для ротации, нравящиеся наибольшему числу людей. В мире есть особый вид продюсеров, которых называют «плаггеры» («pluggers») — «пробиватели» песен в эфиры радиостанций. Они пытаются убедить программных директоров радиостанций в целесообразности воспроизведения Ваших песен. Именно они лучше всего знают: какими должны быть песни, чтобы их ждали в радиоэфирах - мы Вам расскажем некоторые самые базовые вещи:

  1. Первый припев песни должен прозвучать до того, как пройдёт 60 секунд воспроизведения; второй припев должен вложиться в 1 минуту 50 секунд от начала песни. Оптимальная повторяемость припева – каждые 40-50 секунд песни. Припев, который прозвучит позже, не отложится в головах слушателей, поскольку к этому моменту большинство слушателей утратят внимание к новой песне (а ведь припев - это самое важное, то что потом люди должны помнить).
  2. Вокалисту надо вступать как можно раньше — желательно в первые 10-20 секунд воспроизведения. Это могут быть хотя бы какие-нибудь «о-о-о-а-а-а», но только не тишина или долгое инструментальное вступление - отсутствие голоса в эфире бесит большинство слушателей радио. На крайний случай, отправляя свои композиции на радио, делайте обрезки лишней тишины и инструментальных проигрышей в начале и конце песни.
  3. Всё, что есть нового и необычного в песне, должно проявляться до того, как наступит 3-я минута воспроизведения. После этой границы никаких новшеств быть не должно. После 3-ей минуты делайте только повторения особых фраз куплетов, припева и проигрышей - только то, что должно строго уложиться в головах слушателей после прослушивания. После кульминационных моментов завершайте песню.
  4. Не переусердствуйте с длительностью песни — после 3-ей минуты воспроизведения должна наступать кульминация и завершение (затухание). Существует даже негласное правило «трех с половиной минут» - песня не должна быть длиннее, чем 210 секунд общего времени (это примерно принятый стандарт в музыкальном мире - Вы можете легко заметить его на всех популярных радиостанциях или в известных мировых музыкальных шоу, вроде «Евровидения»). Более длинные композиции крайне редко попадают в эфиры радио - даже у всемирно известных групп такие зарубаются редакторами, тем более у молодых коллективов.
  5. Важно исключить места в песне, содержащие полную тишину. Тишина в эфире радио вводит в панику и пугает сотрудников радиостанций, радио-диджеев и слабонервных слушателей. Первые думают, что эфир прекратился и что-то сломалось, а вторые думают, что приёмник испортился и песни не играют. Казалось бы: какая Вам разница что и кто думает? Проблема в том, что все эти люди запомнят Вас и Вашу песню, которая теперь будет ассоциироваться у них с негативом, поэтому первые скорее уберут песню из эфира (даже, если каким-то образом её поставили), а вторые никогда не станут слушать эту, а может и другие Ваши песни. Да, слушатели радио - довольно изнеженная аудитория, о которой надо заботиться.
  6. Ни одна радиостанция, редактор которой находится в здравом уме и доброй памяти, не поставит в эфир радио песню с ругательствами и нецензурщиной. Не приветствуются также песни о боли, пытках, болезнях, спорных религиозных, политических и моральных моментах — старайтесь отправлять на радио песни о том, что близко каждому и оставит после прослушивания приятные ощущения и чувства. У песен, смысл которых понятен для широких масс, гораздо больше шансов попасть на радио.

Безусловно всё то, что мы описали здесь — это не закон, не устав и не кодекс, который обязательно нужно посекундно соблюдать, но именно эти рекомендации помогут быстрее пробиваться в радиоэфиры. Кстати, совершенно не обязательно подстраивать своё творчество под эти рекомендации — творите как Вам будет угодно, всегда есть возможность записать ещё одну версию песни (Вы, наверняка, видели такие версии, которые помечаются: «radio edit» или «radio version» - это как раз сокращённые по размерам композиции с другим вариантом исполнения под пожелания радио). Если Вам нужны контакты какого-нибудь хорошего плаггера, который регулярно отправляет к нам на радио качественные композиции интересных коллективов, а значит явно имеет хороший музыкальный вкус и разбирается в том, что и куда можно отправить, напишите музыкальному директору радиостанции и он даст Вам контакты того, с кем можно было бы поработать. Радио-плаггер для исполнителя всегда выгоднее компаний промоутеров по нескольким причинам: он работает один, а наём одного менеджера всегда стоит меньше покупки услуг целой компании; он работает с редакциями лично, часто по хорошему знакомству, а не бессистемно рассылает по почтам; он знает, каким радиостанциям Ваша композиция подойдёт, а каким - нет, поэтому отправит ровно туда, где редактора правда ждут эту композицию (времени затрачивается меньше, а эффективность гораздо больше).

Ошибка: у нас не так много денег, поэтому будем искать самые бюджетные варианты записи песен

Никогда, пожалуйста запомните, НИКОГДА не покидайте студию пока Ваши песни не записаны идеально. Обязательно отслеживайте весь процесс сведения и итоговое качество любого материала. В конце концов, позовите несколько друзей и знакомых, разбирающихся в музыке - попросите их оценить и покритиковать то, что они услышали. В идеале - нужно собрать хотя бы небольшую фокус-группу из людей, которые не фанатично обожают Вас и Ваше творчество, потому что им будет гораздо проще указать Вам на ошибки. Реально, лучше доплатить и переделать песню так, как хочется слушателям, чем спустить деньги на ветер и выпустить шлак, который вечно будет болтаться в сети и показывать всем Ваш непрофессионализм. Если слова вокалиста слушатели отчётливо не слышат, они забиваются музыкой, или не возможно разобрать, что он там бубнит, жуёт или скримит; если люди от песни засыпают, либо она так перегружена переходами, что люди теряются в смысле и не могут повторить даже слова припева после прослушивания; если в песне звучит какая-то психопатическая муть, которую ни один психологически здоровый человек не пожелает слушать - это всё однозначные поводы переделывать композицию полностью. Если такое выпускать, Вы получите положительные отзывы исключительно от фанатов, которые съедят любое извержение, лишь бы оно было от Вас родимых; и лейбла, которому часто всё равно, как на Вас зарабатывать. Подумайте о собственной репутации и не вздумайте отправлять подобное куда-то на массовую аудиторию, особенно на радио - потому что редактора Вас именно по этой песне и запомнят, будет очень тяжело в будущем заставить послушать что-то ещё, даже если Вы стали издавать что-то нормальное. Экономия в начале, обойдётся слишком дорого потом.

Ошибка: чтобы попасть на радио, надо разослать песню как можно большему числу станций — кто-нибудь возьмёт

Больше всего Вы можете выбесить людей спам-рассылками. А главное — это бессмысленная трата времени и сил. Если Вы заказали выполнять рассылку за деньги у каких-нибудь промоутеров, то ещё и пустая трата денег. Какой смысл заказывать услугу рассылки на 1000 станций, если большая часть из них не возьмёт песню в эфир, но заплатите Вы за всю 1000? Прислав песню куда-нибудь на «Эхо Москвы», Вы вряд ли добьётесь, чтобы её поставили в эфире разговорной радиостанции. Найдите себе сами тот перечень радиостанций, которые Вам подойдут (для этого в Интернете есть разные радио-каталоги, например: radiobells.com — они позволяют сразу искать радиостанции по стилям). Только на музыкальные радиостанции, ориентированные на Ваш стиль музыки, отсылайте свои композиции. Да, их не будет 1000, а может всего несколько десятков, зато Вы сможете бесплатно отправить свои композиции туда, где их правда могут поставить, а не просто вслепую раскидывать за деньги по сети Интернет. Возможно, что только некоторые из них возьмут Ваши композиции. Но, поверьте, это нормально для любого артиста - нет никого, кто крутится везде.

Не поленитесь ознакомиться с тем, что делает радиостанция, ищет ли она вообще материал новых исполнителей (станция может быть ориентирована на зарубежный рок, да еще и классику рока и Ваши современные песни на русском языке не впишутся туда, либо у станции узкая специализация в рокабилли и Ваш панк-рок там будет явно не к месту), какие требования у станции к материалам и исполнителям. Выбирайте станции с учётом будущего постоянного партнёрства — Вы же не заканчиваете карьеру, песен у Вас ещё будет много и их надо будет ставить в ротацию. Самыми надёжными в плане длительного партнёрства станциями станут:

  1. Старые, которым хотя бы 5-10 лет - в Интернете горы радио-однодневок, которые то открываются, то закрываются, тратить время на однодневки не эффективно (хотя, если времени у Вас свободного полного, можете и туда отсылать материалы). Год открытия радиостанции часто указан на сайте;
  2. С большим числом подключений к радиоканалам, хотя бы от 50-100 тысяч ежемесячно (для онлайн-радиостанций), для FM-радиостанций имеет значение потенциальный охват (в скольких и насколько крупных городах вещают - чем больше территория вещания, тем лучше). К сожалению, точных цифр по числу слушателей (прямо уникальных людей) не могут предоставить ни те, ни те (это технически не возможно высчитать). Эти важные данные тоже часто доступны на сайтах радиостанций с указанием на тех, кто проводил этот аудит (тут важно убедиться, что эти цифры называет или подтверждает какое-то независимое лицо; если данные не размещены, то радио может быть очень непопулярно и скрывать это);
  3. Легальные - легко определить снова по сайту радиостанции: на нём будет обязательно размещено, в каком именно авторском обществе Вы, Ваш лейбл и/или издатель, сможете получить денежные средства за ротацию своих материалов на радиостанции (иногда имеются личные кабинеты, где можно получить свои выплаты, прямо на сайтах). Большинство FM-радио и крупнейших онлайн-радио выплачивают деньги за ротацию музыкальных материалов авторам и другим правообладателям - в России, чаще всего, сбором и распределением средств занимаются Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Легальные станции - это, проверенные аккредитованными государством организациями, надёжные потенциальные партнёры, которые зарегистрированы везде, где им положено, платят налоги и сборы... У пиратских радиостанций никогда не будет указано ссылок на авторские общества, зато могут присутствовать ярлыки, которые косвенно намекнут Вам, что радиостанция работает нелегально, например, подобные надписи: «все опубликованные материалы взяты из открытых источников в сети», «материалы принадлежат их владельцам и используются исключительно в информационных целях», «материалы представлены в заниженном качестве в целях ознакомления» и схожие, вместо данных о том, как получить выплаты. Косвенно свидетельствуют о пиратской природе радиостанций следующие триггеры: радио просит оплатить Вас ротацию своих композиций (легальные радиостанции никогда не попросят у Вас денег за ротацию (могут только предлагать сделать добровольные пожертвования или оплатить дополнительные необязательные услуги, при том выдав чек), по закону радио должны платить Вам за ротацию Ваших материалов, а не Вы им), плохо выглядящий или вовсе отсутствующий сайт радиостанции, не работающая трансляция, подозрительные обещания сделать Вас или композиции популярными... Всё это не значит, что с пиратских радиостанций нельзя получить пользы - у них тоже есть небольшая аудитория, которую можно привлечь к охватам, но если это БЕСПЛАТНО. Ни при каких обстоятельствах, не платите пиратам деньги - эти платежи проходят мимо налоговых и авторских обществ, напрямую в карман пиратам на личные цели (или ещё чего похуже), вымываясь из музыкальной индустрии, что наносит косвенный и опосредованный, но серьёзный ущерб: легальным радиостанциям (они недополучают средств и вынуждены закрываться, не выдерживая недобросовестной конкуренции с пиратами, которые не платят ни налогов, ни сборов), исполнителям и другим правообладателям (легальных станций становится меньше и медиа-поле для раскрутки композиций для всех сужается, а правообладатели получают всё меньше средств на новое творчество); слушателям (становится существенно меньше выбор медиа-ресурсов, на которых они могут получить информацию о новинках и получать легальное вещание в высоком качестве звука, создаётся монополизация медиа-рынков). Если у Вас есть лишние деньги, лучше поддержите донатами легальные общественные радиостанции (так Вы усилите их лояльность к себе: может быть, Вас будут чаще крутить, помогать советами, полезными связями и тому подобное), либо приобретите услуги у легальных радиостанций, если такие оказываются - так Вы и себе поможете (Вам окажут полезную услугу), и им (позволите немного заработать). При этом средства останутся внутри музыкальной индустрии - они перетекут сборами в авторские выплаты правообладателям, которые снова смогут вложить их в новый музыкальный контент и приобретение полезных для проектов услуг.

Однажды собранный пул станций (где уже крутят Ваши композиции; с руководителями, с которыми Вы уже познакомились) станет для Вас основой для постоянной работы над продвижением каждого Вашего нового релиза. Всегда старайтесь познакомиться с редакторами радиостанций (по возможности) - это упрощает работу со станцией, а редактор может стать для Вас кладезем мудрых советов на разные темы в будущем.

Ошибка: хорошая песня сама найдёт дорогу на радио, сначала на непопулярные, но потом будет крутиться на каждом приёмнике

Сожалеем, но это скорее не так, чем так. Музыка не распространяется по станциям мистическим образом — почти каждая песня, которую Вы слышите в эфире радиостанции, оказалась на этой станции благодаря многоуровневой пиар-компании. Песня, которую Вы слышите, добилась ротации, выдержав конкуренцию с сотнями других песен за место в эфире. За музыкой, которую Вы слышите, могут стоять: заявки и телефонные звонки, переговоры и подписания документов, рекомендации консультантов и победы в каких-нибудь конкурсах… Нужен ли Вам лейбл, который будет этим заниматься? Лейбл не обязателен, покупать ротацию для Вас они всё равно не будут (это безумно дорого — столько же, сколько заказать рекламу на радио; для раскрутки нужно оплатить не меньше 200-300 спинов, в то время как песня — это не короткий 30 секундный рекламный ролик, а 3-3,5 минуты), значит будут договариваться, а договариваться можно и самим бесплатно, имея язык — более-менее профессионально организовать промо-компанию сейчас не сложно своими силами или силами пары личных менеджеров, иногда и одного хватает.

Предположение, что начать с небольших станций для прихода на большие, возможно, имеет под собой некоторые основания. Практически во всех странах существуют радиочарты — благодаря им слушатели узнают о самых последних музыкальных хитах. У нас в России, пожалуй, самый известный, объёмный и старый радиочарт представлен компанией TopHit.ru — она не только составляет российский национальный радиочарт, но и работает со странами СНГ. Например, наша радиостанция передаёт данные о ротации композиций и коллективов в TopHit.ru (и не только) — это влияет на более высокое расположение композиций в национальном радиочарте, а значит и увеличивает шансы, что другие радиостанции обратят внимание на эти композиции тоже. Но всё же рассчитывать на случайности серьёзно не стоит — «авось» не самый лучший способ раскручиваться, а вот своя продуманная всесторонняя пиар-компания (включающая в себя и работу с радиостанциями в том числе) куда эффективнее и надёжнее.

Ошибка: какой жанр и стиль у нас? Ну конечно же рок!

Да ладно, серьёзно? Да Вы же уникальные люди! Ребята, у нас на «Радио Ангелов» все играют рок - у нас один из слоганов: «Все грани рока», представляете? Какой конкретно рок? Если Вы сами не можете понять, что Вы играете, чего Вы ожидаете от слушателя? И это касается даже не только молодых групп, старые тоже никак не определятся годами, что они играют. И вот это вот все: «у нас весёлый рокешник», «бодренькая такая ну типо альтернатива» или «мы стараемся придерживаться вольного стиля»... Переведём Вам на человеческий, как это звучит для редакторов и более-менее продвинутых слушателей, которые до Вас уже слушали рок: «Мы играем какую-то непонятную хрень - сами не понимаем, что именно мы играем, зачем и для кого, потому что очень плохо вообще в этом разбираемся, но уверены, что это нужно кому-то послушать». Ребята и девчата, определитесь чётко, что Вы играете (если есть известные артисты подобного жанра и стилей, можете прямо указывать их как ориентир - это не стыдно). Поймите, кто является Вашим среднестатистическим слушателем: это в основном парни или девушки?.. Они любят помощнее вокал и музыку, либо полиричнее?.. Им нравится гроул, скрим… как много? Когда Вы представите себе лицо Вашего среднестатистического слушателя, Вы будете гораздо точнее понимать, ЧТО ВАМ СОЧИНЯТЬ, чтобы большинство слушателей были в восторге. Можно позаигрывать даже с несколькими разными аудиториями, это посложнее, но вполне осуществимо - главное, понять как эти аудитории выглядят и чего ждут.

Творческая свобода - это прекрасно, но иногда слишком много свободы - это настолько же плохо, насколько её полное отсутствие. Найдите свой баланс между свободой и шаблонностью. Вы врёте прежде всего себе, что творите для себя, а популярность Вам не нужна - любой артист в глубине души делает всё это для того, чтобы быть услышанным другими. Поэтому прекратите врать себе и делайте то, что нужно людям, пойте о том, что для всех важно, несите в массы глубокие посылы в том виде, в котором они востребованы. И тогда Вы почувствуете гармонию - Вам не придётся убеждать себя в том, что для Вас не так важно доносить свою музыку для широких масс, а окружающие люди смогут искренне любить Ваше творчество и благодарить Вас за него.

Ошибка: искренняя вера в то, что социальные сети - это основа продвижения музыкальных коллективов

Социальные медиа - это ОДИН ИЗ инструментов продвижения. Они являются частью маркетинговой головоломки музыкальной карьеры. Почему у известных артистов всегда есть хорошо оформленные официальные ресурсы? Объясняем: наличие своих официальных ресурсов позволяет держать под контролем всю свою активность - официальные новости, релизы, клипы, форумы, а главное - доходы. Доход от рекламы, которую видят слушатели, чтобы пообщаться с артистом на форуме; доход от онлайн магазина мерча коллектива (а им надо начинать заниматься перед первым же концертом), хороший официальный ресурс позволяет Вам выглядеть более профессионально, иметь свою визитную карточку в сети, свой официальный адрес, где любой желающий всегда найдёт актуальную информацию о Вашем музыкальном проекте. Нужно иметь один главный ресурс, где будет всё нужное: логотип, промо-фото, пресс-релиз, афиша, список композиций и клипов как минимум. Это нужно будет везде и всегда - выставляясь на радио, печатая визитки, договариваясь с организаторами концертов... для всего. Да, сейчас существует огромное количество возможностей продвижения. Соцсети - первое, что приходит в голову, но не нужно делать ошибку, думая, что их вполне достаточно. Хотите произвести реальное впечатление на шоубизнес своим продвижением? Сделайте так, чтобы люди регулярно посещали Ваш сайт и онлайн магазин, а не покупайте подписчиков для социальных сетей - переставьте фокус на качество поклонников, а не на накрутку подписчиков. В конце концов, если у Вас 10000 подписчиков в VK-паблике, а лайкает записи 50-100 человек, поверит в то, что у Вас 10000 активных слушателей разве только идиот, а редактора на радиостанциях, да и большинство продюсеров, организаторов концертов и фестивалей, как раз не идиоты. Эта социальная ботоводная лапша на их ушки не ляжет. Вам придётся цеплять настоящих людей качественным контентом и удобными ресурсами для его подачи, а не циферками подписчиков (абсолютно все знают, что почти у всех они по большей части накрученные, так что найдите более полезное применение деньгам, чем закупка ботов).

Ошибка: пойду регистрировать свои права во всех возможных инстанциях, а то вдруг мои песни кто-нибудь украдёт, заодно ещё и денег срублю

Песни молодого исполнителя или коллектива никто не украдёт — они никому не нужны. В российском роке, например, всё вообще очень печально — если Вы не «Ария» и зовут Вас не Валерий Кипелов, то вероятность чьего-то коммерческого интереса к Вашим песням минимальная. Даже те исполнители, которых Вы вероятно считаете популярными (потому что слушаете именно конкретную музыку), на самом деле совершенно не популярны, если взять для сравнения музыкальный бизнес в принципе. Хоть некоторые исполнители и считают себя очень популярными, разговаривая с медиа-ресурсами как персонаж Дмитрия Нагиева с солдатами в «Самом лучшем фильме», эта вера основана лишь на лапше, которую на уши обильно вешает либо их не самый профессиональный менеджмент, чтобы оправдывать затрачиваемые на них деньги, либо (что ещё хуже) звёздная болезнь в их развесёлой головушке. Про то, что подписчиков «Вконтакте» и прочих социальных сетях тоже за популярность давно никто не считает, сказали в ответе на предыдущую ошибку. Так что, если Вы побежали регистрировать права в организацию, которая ограничивает ротацию Ваших песен через любые сборы с радиостанций, то радиостанции могут утратить интерес к Вашей музыке вообще, потому что с низким уровнем популярности Вы им и так не особо нужны были. Поэтому данный шаг — верный способ обеспечить себе почти полное отсутствие в эфирах, так как почти все радиостанции платить за Вашу музыку не захотят, а нескольким крупным легальным радиостанциям Ваша музыка совершенно не требуется для прекрасного ведения эфиров (они в любом случае отчисляют авторские выплаты, а раз они в любом случае заплатят, то логично, что им интересно платить за самые популярные и перспективные музыкальные проекты в своём эфире). Поэтому в начале карьеры перед Вами чётко стоит выбор: Вы либо позволяете всем вокруг распространять Ваши произведения бесплатно и раскручиваетесь; либо ограничиваете своё распространение, позволяя делать это лишь тем, кто Вам заплатит, лишаясь почти всех эфиров (сесть сразу на два стула никак не получится). Конечно, бегать за каждой пиратской радиостанцией в начале карьеры и платить им только ради того, чтобы хоть кто-то Вас покрутил, не надо (это не перспективно, тем более за деньги), но с уважением отнестись ко всем медиа, кто готов был бы использовать Ваши произведения в своих проектах, без отчислений Вам, на начальном этапе стоит. Ведите себя уважительно в отношении любых медиа-ресурсов, которые могли бы бесплатно давать Вашему творчеству дополнительные охваты аудитории. Убедитесь, что Ваш лейбл, издатель или авторское общество (если Вы уже зарегистрировали там права на какие-либо композиции) точно не помешают таким ресурсам использовать Ваши произведения бесплатно. Это серьёзно - например, нам (и другим радиостанциям) один лейбл, который имеет свою собственную онлайн-радиостанцию, запрещает крутить своих артистов, оставляя их эксклюзивно только у себя. Думаем, не надо пояснять, насколько плохо такое решение сказывается на распространении музыкальных композиций артистов этого лейбла (не говоря уже о том, что правообладатели не могут получать выплаты от других радиостанций, а вынуждены бесплатно ротироваться только на радиостанции одного из правообладателей). Так что, когда заключаете какие-либо соглашения, убедитесь, что эти люди точно сохраняют за Вами права на распространение творчества туда, куда Вы хотите (а, если они становятся одним из правообладателей - что они не собираются препятствовать или ограничивать распространение творчества, в том числе на безвозмездной основе). Лишь, когда Вы прочувствуете, что наконец попали на крупные легальные радиостанции, а значит в Вас заинтересованы настолько, что готовы платить за Вашу музыку в эфирах, можно начать собирать платежи за её использование.

Если же Вы всего лишь боитесь за сохранность Ваших авторских прав, то закон ясно говорит на этот счёт, что автор вступает в права владения сразу по факту создания произведения — получение какой-либо бумажки для этого не требуется. Зато передача кому-то прав может обернуться печальными последствиями: с учётом того, что в России резонанс вызвали дела «за репосты «Вконтакте» — с этим есть реальная проблема (и это не единственный пример вероятной проблемы); любой репост Вашего поста с музыкой может рассматриваться как незаконное распространение Вашего творчества, а закон не запрещает защищать авторские права даже без ведома автора. Однажды, проснувшись утром, Вы можете вдруг узнать, например, что главу Вашего фан-клуба кто-то оштрафовал за репост Ваших песен, поэтому от Вас все отписываются и удаляют посты с песнями. Резонанс этой истории будет не меньше, чем резонанс по делам о «репостах», коллектив дальше с таким чёрным пиаром работать уже не сможет. Если Вы считаете, что мы несём какой-то бред и опубликованные здесь музыкальные материалы, автоматически легальны для пользования всеми внутри «Вконтакте», кто их разместит в своих пабликах, например, то нет - попробуйте заказать таргетированную рекламу даже на свой паблик, не имея письменного подтверждения, что музыка в Вашем паблике принадлежит Вам или используется с разрешения правообладателя. Вы не сможете сделать этого - сначала Вы должны получить согласие правообладателей на легальное размещение у себя в VK-паблике музыкальных материалов. Представляете как весело? А Вы думали, что просто кликнуть на кнопочку и добавить себе в плейлист на страничку песенку - это всё, что нужно? Оказывается, нет. Никто не отменяет и того факта, что Вас могут просто обмануть и Вы, не разобравшись в договоре, передадите и права, и доходы. Никого ни от чего не отговариваем, просто рекомендуем быть внимательными в этом вопросе и не мнить себя более популярными и нужными, чем это есть на самом деле, а если решили идти по пути коммерческой музыки, то найти себе крутого юриста, который всё таки будет вычитывать любые договора за Вас и объяснять Вам все ключевые положения простым русским языком, давая возможность принимать взвешенное решение.

Ошибка: попал на радио — значит стал успешным и можно успокоиться, наслаждаясь славой

На самом деле просто попасть в эфир, обычно, не достаточно. Чтобы получить настоящую пользу от ротации, стоит проявлять активность - например, поспособствовать радио-передаче о себе (имеется ввиду, что музыкальный коллектив может провести на радио свой онлайн-концерт или конференцию с ответами на вопросы). Желательно, чтобы в течение конференции, общение с группой пересекалось с исполнением лучших музыкальных композиций группы. Пресс-конференцию можно транслировать через сеть Интернет, например «Вконтакте» или на «YouTube» — от такого комбинирования любая группа только выигрывает. Если удастся подключить телевидение – это вообще замечательно.

Есть более простой способ привлекать к себе внимание — это лайнеры. Лайнер — это небольшая заставка до 30 секунд с Вашей фоновой музыкой для использования на радио, в которой Вы можете напомнить о себе, например: «Привет слушателям «Радио Ангелов», мы - группа «Крутая группа» из Москвы, предлагаем Вам ознакомиться с нашим новым альбомом «Крутой альбом» и желаем всего самого наилучшего», а следом идёт собственно песня. Стоит так же следить за важными событиями — это, например, праздники общие для всех: Новый год или День Победы… Прекрасно, если Ваша группа выпускает к таким праздникам тематическую композицию: новогодний или посвященный памяти о Победе. Такую песню будет эффективно сопроводить соответствующим тематическим лайнером и разослать по радиостанциям — лайнер особенно выделит Вас в общей массе ротации, слушатель запомнит, что Вы его поздравили лично, да ещё тематической песней. Если Вы собираетесь крутиться не на нескольких станциях, а на многих десятках, то лайнер можно записать и общий — без обращения к слушателям конкретной станции и подходящий для использования любой радиостанцией (этим пользуются самые популярные артисты, песни которых крутятся на многих станциях, чтобы не писать несколько десятков разных лайнеров).

Важно следить за такими моментами — они наиболее успешно помогают в продвижении коллективов на радио и не требуют никаких дополнительных затрат (запись нескольких слов и монтаж их к композиции - дело нескольких минут). Упущение момента, когда можно было удачно выйти на радиостанции с новым тематическим хитом, очень печально, ведь создать новый хит не так то просто. Помните, что композиции сами по себе стоят дорого в производстве и нужно выудить из каждого затраченного на неё рубля максимум возможного профита для своего музыкального проекта.

Ошибка: агрессивно убеждать редакторов в том, Вы - величайший артист в истории мировой музыки

Редактора радиостанций (и не только их), часто достаточно опытные люди, которые очень хорошо разбираются не только в своей работе, но и во многих смежных областях. Их решения в 99,9% случаев не могут вызывать никаких сомнений, потому что продиктованы опытом многих лет, которого у Вас (скорее всего) нет - даже, если Вам отказали без подробнейшего разъяснения причин, что часто бывает, прочтите ещё раз нашу статью и Вы обязательно поймёте, что Вам нужно улучшить, чтобы попадать в эфиры. Обычно, со стороны разочарованных в жизни артистов, слышны такие бесполезные и свидетельствующие о низком профессионализме вещи:

  1. «Меня уже взяли на другие радио», «другие сервисы идут мне навстречу» - размещение в стриминговых сервисах нередкое явление (да, если Вы попали в официальный плейлист рекомендаций - это позитивный момент, хоть и миллионов прослушиваний это не даст, но это небольшой позитивный момент); размещение на локальной FM-радиостанции в Вашем городе тоже плюсик, но восторга прямо это ни у кого не вызовет (про пиратские радиостанции в сети даже не пытайтесь рассказывать - Ваши «ротации за 500 рублей, которые сделают Вас популярным» вызовут только гомерический хохот и докажут не Ваш профессионализм, а то, что Вы уже не знаете, куда бы впустую потратить деньги). Пожалуй, это всё, чем можно похвастаться перед редактором, только вряд ли его это сильно впечатлит (не советовали бы это делать, так как вызовет это всё скорее негатив);
  2. «А зачем это», «а зачем то», «а можно как-то попроще»… - редактора слушают десятки музыкальных материалов, а то и сотни на дню. Большинство этих материалов - ужасающий шлак, который никто бы не стал слушать никогда в жизни, но им приходится слушать всё это, чтобы найти там бриллианты. Если редактору что-то надо, в формах заявок надо что-то заполнить, куда-то надо что-то отправить - значит это правда надо сделать (большинство запросов продиктованы либо законодательными актами, либо технической необходимостью добавления Ваших композиций в ротацию). У редактора не миллиард лет жизни впереди, он хотел бы тратить время только на то, что правда важно, поэтому ничего ненужного с Вас точно никто не станет запрашивать ни на одной радиостанции;
  3. «Да кто Вас слушает» - у радиостанции хотя бы есть слушатели, потому что радиостанции без слушателей вообще не существуют (их может быть меньше или больше - это не столь важно в текущем контексте), а вот у Вас правда может не быть слушателей (если быть точнее, виральных охватов). Так говорят как раз артисты, у которых критические проблемы с самооценкой, так как они понимают, что у них нет слушателей - что их музыкальный талант существует только внутри маленького сообщества фанатов, которые поддерживают иллюзию его существования, чтобы Вас не расстраивать (родственников, друзей, знакомых, коллег по основной работе, разного рода менеджеров, которым нужно на Вас заработать). Поэтому, если не хотите, чтобы окружающие понимали про Вас всё это, прекратите врать для начала себе, что Вы - величайший человек современности. А потом критически подойдите к тому, что Вы делаете и как, чтобы изменить свой музыкальный проект к лучшему. Может быть у Вас не получится, а может быть получится - зависит от Вас, потому что всем на Вас плевать: и редакторам радиостанций, и фанатам этим на самом деле тоже, но самое страшное - просто сторонним слушателям (как раз профессиональным сторонним слушателем и является редактор, который тратит своё время, чтобы послушать Ваши композиции и что-то Вам объяснить, а Вы ему хамите). Если в Вашем творчестве люди не видят никакого полезного вклада в музыкальное культурное просвещение, относительно других исполнителей, то зачем и кому тогда нужен Ваш музыкальный проект;
  4. «А можно название моего трека сделать ВоТтАкИмИ бУкВаМи и с ошибками», «хочу, чтобы название моего музыкального проекта было выделено прямо красным, а не как все и было вот с таким символом… где-то потерял и не знаю, как напечатать, но с этим вот на картиночке» - уверяем Вас, никто не будет: искать Ваши значки в таблицах символов и менять кодировки сайтов; перепрограммировать все сервера вещания, софт, плееры и Интернет-ресурсы, чтобы там были какие-то удивительные непечатные символы; перелопачивать вёрстку сайтов ради того, чтобы выделить Вас хоть красным, хоть серобурказявчатым; получать потом 100500 сообщений в день от слушателей «поправьте ошибку», на которые надо будет каждый раз объяснять, что это у Вас личное творческое видение такое. Редакторы могут сделать что-то в разумных пределах, но не требуйте выйти за рамки разумных пределов в далёкие области шизофазии. Редактору должно быть просто работать с Вами, если Вы будете демонстрировать, что работа с Вами - это какая-то бесконечная проблема, возникающая на ровном месте, с Вами работать не захотят. В конце концов, слушателю должно быть просто запомнить, произнести и правильно написать название музыкального проекта, иначе он не сможет ни вспомнить его название, ни порекомендовать другу, ни найти его в поиске...

Конечно, это далеко не все странности, которые делают и говорят артисты, когда общаются с редакциями радиостанций. Но общую суть, надеемся, Вы уловили. Редактор радиостанции нужен Вам - это Вы приходите к нему на радио и начинаете все диалоги, инициируете заявки… Вы находитесь на его территории и в него мире большой музыки, поэтому постарайтесь следовать принятым правилам и доказать, что с Вами приятно иметь дело. Даже, если какую-то песню у Вас не возьмут - это не страшно, так как (при хороших отношениях) Вы ещё ни раз принесёте свои композиции и получите немало полезных советов от человека, который обладает двумя очень важными вещами: большим опытом для действенных советов и независимым мнением, относительно Вашего музыкального проекта и издаваемых композиций.

Ошибка: отказ от работы со своей публикой в медиа-сфере, бессмысленный и беспощадный

На самом деле «Радио Ангелов» очень внимательно наблюдает за тем, что и как делают наши и не наши артисты (и их менеджеры) в процессе отслеживая новых релизов. Иногда, если мы видим опасные с точки зрения медиа-поведения ситуации, при наличии хороших личных контактов, мы уведомляем артистов об этом, чтобы они могли вовремя скорректировать поведение, но далеко не всегда получается оперативно среагировать. Ошибок в медиа-работе бывает довольно много и разных, но мы попробуем быстро пробежаться только по некоторым самым заметным и легко решаемым, если бы артисты и их менеджеры были более внимательными к происходящему с их музыкальными проектами:

  1. Коллектив упомянули в позитивном ключе, например, он попал в ТОПовые позиции хит-парада на радиостанции, но коллектив никак не реагирует на это - задумайтесь, кто провёл Вашу композицию или Ваш музыкальный проект на вершины этого чарта? Ответ: лояльные слушатели. Как думаете, чего ждут от Вашего музыкального проекта лояльные слушатели? Ответ: внимания и может быть даже благодарности. Не обязательно же устраивать масштабный фестиваль из-за 12-ой строчки в каком-то чарте, даже не обязательно уделять этому целый пост (если информационных поводов у Вас достаточно и Вы спокойно постите о чём-то более важном регулярно, помимо своих фоточек 3х4, 4х7, 7х8, с уголком, без уголка, в уголке, в полный рост с собакой... то можно и забить), но оставить хотя бы комментарий под постом, где Вас упомянули, с благодарностью и проявлением внимания к тем, кто за Вас голосовал - это минутное дело. Если музыканты ещё могут быть заняты где-то на гастролях и не найти минуты на своих слушателей, то совсем сложно сказать, чем таким важным заняты дорогостоящие суперпрофессиональные комьюнити-менеджеры коллективов, которые не находят этой минуты (и зачем они тогда вообще нужны). Быть столбом - это дурной тон, сильный удар по имиджу (особенно опасный для молодых артистов на начальном этапе карьеры, когда имидж ещё толком не сформировался);
  2. Композицию не взяли в ротацию, что-то где-то кто-то раскритиковал - отписки и прочие детские обидки с оскорблениями. Запомните, все сплетни, гадости и личные недовольства – это только для ушей близких друзей. Музыкальная индустрия гораздо меньше, чем Вам кажется. Любой негатив всегда распространяется существенно сильнее, чем Вы ожидаете и заседает в голове и сердцах окружающих гораздо дольше, чем Вы могли бы рассчитывать. Если Вы подшучиваете над одной радиостанцией, находясь в компании представителя другой где-нибудь на фестивале, то очень велики шансы, что редактора этих станций на самом деле знакомы и даже друзья (при том редактора частенько не афишируют этих связей, так что если они не в друзьях «Вконтакте» - это не значит, что они не друзья в реальности; Вы с позиции музыкального коллектива никогда не узнаете полную правду о том, насколько глубоки связи внутри медиа-сферы)… А уж как музыкальные коллективы любят сливать всё, что они слышат от своих коллег - Вы даже не представляете... Вам может казаться, что какой-то музыкальный коллектив супер-дружественный, но стоит им услышать что-нибудь негативное про кого-либо, этот кто-то обязательно узнает о том, что Вы сказали. Есть исполнители (и их очень много), которые будут готовы подвинуть любого неосторожного коллегу, чтобы получить его уютное место в чартах, на студиях, в фестивальных программах и прочее-прочее. Даже если Вы очень сильно чем-то недовольны, задумайтесь, а стоят ли Ваши хорошие отношения пары неосторожных слов? Едва ли. В конце концов, отказ одной песне - не отказ всем песням, пройдёт пара месяцев и Вам опять идти к тем же оскорблённым радийщикам с новой песней. Тоже касается и слушателей - они очень легко и сильно надолго запомнят любые Ваши публичные истерики и обвинения (отмыться потом не получается годами);
  3. Доверие всего на свете менеджеру - мы разочаруем Вас, но наш опыт наблюдения за поведением музыкальных коллективов, свидетельствует о том, что менеджеры в абсолютном большинстве случаев, не отстаивают интересы музыкального проекта в достаточной степени. С одной стороны, музыкантам без менеджера довольно тяжело приходится разрываться между творчеством и организацией всех процессов, но с другой - обычно, именно менеджеры запарывают исполнителям попадания на радиостанции, участие в ключевых медиа-проектах и целые сферы продвижения. Не всегда потому что непрофессионалы, а чаще потому что им начхать на Ваш музыкальный проект. Большинство менеджеров ведут сразу несколько проектов, за некоторые им платят больше, за некоторые - меньше; где-то они верят в исполнителя больше, где-то - меньше… нагадив Вашему проекту, оскорбив где-то слушателей, редакторов медиа-ресурсов и других полезных для Вас людей, только потому что был не очень в настроении, он ничего не теряет - он уйдёт работать с другим проектом в будущем и всегда знает об этом, а вот разгребать авгиевы конюшни в Вашей репутации будете уже Вы сами. Ещё хуже обстоят дела с менеджерами лейблов и издателей, где десятки и сотни артистов - каждый для них всего лишь песчинка в море дохода, очень маленькая песчинка, перспективы которой их не особо волнуют. Конечно, всюду есть частные случаи и мы знаем менеджеров и лейблы, которые радеют за музыкальные проекты, к которым они причастны - вкладывают в них силы, душу и средства. Но, к сожалению, массово распространено совсем другое. Артисту надо лично контролировать ключевые направления движения музыкального проекта, а менеджеров использовать только в качестве поддержки при выполнении конкретных поставленных задач, под Вашим личным контролем. Это самая эффективная концепция, которая работает наилучшим образом.

Лабать музыку - это ещё не всё, что нужно в построении своей музыкальной карьеры, общение и связи везде и всегда - вот, чему стоит уделять 50% своего времени. Поставьте своей целью долгосрочные отношения, а не единоразовые услуги - стройте искреннюю коммуникацию, интересуйтесь проектами и проблемами людей индустрии, предлагайте свою помощь и экспертизу. Ваша искренность и готовность помогать другим без ожидания быстрой отдачи сформирует круг надёжных доверительных связей, которые обязательно сработают в долгосрочной перспективе. Вступайте в паблики, посвящённые Вашему стилю музыки, участвуйте в обсуждениях и комментируйте, делитесь своим опытом, давайте конструктивную критику и принимайте рекомендации. Постепенно Вы узнаете каждого в комьюнити и выйдете на полезные личные отношения, которые легко могут перерасти в реальные совместные проекты. Совместная работа - отличный способ укрепить как профессиональные, так и человеческие связи: предложите слушателям творческий конкурс, радиостанции - розыгрыш билетов на свой концерт, другому музыканту - интересную коллаборацию... Большинство людей вокруг будут счастливы поработать вместе, особенно если Вы грамотно разъясните концепцию и взаимную выгоду. Не сложно, немножко пораскинув мозгами, просто дать окружающим то, чего они на самом деле хотят и ждут, чтобы повысить лояльность в их глазах и открыть для себя ранее закрытые двери.

Ошибка: недостаточные вложения в свою музыкальную карьеру и (наоборот) пускание денег на ветер

Бывает очень забавно наблюдать за артистами, которые ведутся на сообщения, вроде: «всего за 500 рублей мы поставим Вас на нашей супер-крутой Интернет-радиостанции, только Вам надо ещё сделать репост, станцевать с бубном и взобраться на Эверест, выкрикивая название нашей станции...» - а ведь кто-то серьёзно верит в то, что какая-то крутая популярная радиостанция будет ставить кого угодно за 500 рублей, подписку или репост. Очнитесь! Если речь идёт о 500 рублях - это обман (никто за копейки не сделает Вас популярным, да ещё и завтра к обеду), Вас просто разводят на деньги (втюхивают какую-то услугу, которая Вам совершенно не нужна), если о репостах и подписках - это пустая трата времени на раскрутку собою этого радио (а, вроде как, Вы хотели бы от него охваты получать, а не наоборот). Прекратите тратить время и деньги на всякую чушь - поддерживать свой музыкальный проект и без того достаточно дорогостоящая задача.

На начальном этапе вложите деньги в оформление своих официальных ресурсов для размещения там ключевой информации о своём музыкальном проекте: страна и город, жанр и стиль исполнения, промо-фото, пресс-релиз (это всё как базовый минимум). Чем более узнаваемым и респектабельным будет бренд, тем проще будет заводить полезные знакомства. Работайте над своим имиджем, контентом в соцсетях и профессиональной репутацией. Выступайте на разных медиа-площадках, давайте интервью по ключевым вопросам, пишите статьи на музыкальную тематику… И не обязательно на музыкальную - расширяйте свой кругозор за пределы музыки, интересуйтесь и другими видами искусства, наукой, технологиями... Следите за актуальными новостями - люди тянутся к тем, с кем интересно пообщаться на любую тему. Чем более медийным и разносторонним будет Ваш проект, тем больше людей захотят за ним следить, а профессионалов - с Вами познакомиться и подружиться. Попробуйте посетить шоукейсы, воркшопы, разные тематические музыкальные конференции, особенно, если они бесплатные - там можно завести знакомства с музыкантами, продюсерами, менеджерами и медийщиками (на подобных мероприятиях все открыты к общению и приходят именно за этим, поэтому можно не стесняться подойти, чтобы обменяться мнениями и контактами). К выпуску своих первых музыкальных композиций, хорошо вложитесь в них - композиции должны быть идеальны на выходе для Вашей целевой аудитории и дальнейшего их распространения. К моменту, как подойдёте к своему первому живому выступлению, помимо естественно репетиций, вложитесь хотя бы в небольшую линейку мерча для фанатов (достаточно простых недорогих вещей с неограниченным сроком хранения: значков, браслетов, магнитиков) - те, кто уже слушают Ваши песни и придут Вас поддержать, наверняка захотят оставить себе на память о первом концерте что-то связанное с Вашим проектом.

На более поздних этапах, когда почувствуете, что Вы получаете достаточно средств от прослушиваний на стримингах и выступлений на концертах, выделите некоторые суммы на таргетированную рекламу каждого последующего релиза в социальных сетях (не стоит вкладывать больше, чем Вы ожидаете заработать - всё таки стоит отбивать вложения). Если Вы создали сайт своего музыкального проекта, можно вложить некоторые суммы в контекстную рекламу. Выпуск альбомов небольшими тиражами на дисках и съёмки музыкальных клипов имеют смысл только тогда, когда доходы Вашего музыкального проекта уже позволяют покрыть такие затраты. Конечно, Ваше право тратить свои деньги куда Вам заблагорассудиться, но мы советуем вкладывать прежде всего в себя и в своё дело. Впереди у Вас годы реальной, не быстрой и тяжёлой, но интересной работы.

Ещё Вы можете прочесть статью о том, как предварительно хорошо оформить свои официальные страницы и успешно войти в ротации подходящих Вам радиостанций здесь >>>

Поделиться этим постом:

Отзывы о посте: 0
Добавлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]